Там, кажется, нет веских причин, почему эллины, собраны в изолированные города-государства в относительно бедной и отсталой земле, должны были быть поражены в интеллектуальной регионов, которые были только смутно воспринимается, если вообще, на великолепных цивилизаций Янцзы, Тигра и Евфрата, Нила и долины. Между Древней Грецией и другими цивилизациями было много различий, но, возможно, самым значительным была религия. Что поражает в греческой религии, в отличие от религий Месопотамии и Египта, так это ее ребячество. Обе цивилизации великой реки разработали сложные теологии, которые послужили ответом на большинство, если не на все, большие вопросы о месте и судьбе человечества. Греческая религия этого не сделала. На самом деле это было немногим больше, чем сборник народных сказок, больше подходящих для костра, чем для храма.

Возможно, это было результатом краха более ранней греческой цивилизации, микенской, в конце 2-го тысячелетия ДО Н.Э., когда на Грецию обрушились Темные века, которые длились три столетия. Все, что сохранилось, - это истории о богах и людях, передаваемые поэтами, которые смутно отражали микенские ценности и события. Таковы были великие поэмы Гомера, Илиады и Одиссеи, в которых герои и боги свободно общались друг с другом. Действительно, они смешивались слишком свободно, поскольку боги предстают в этих сказаниях не более чем бессмертными подростками, чьи проделки и подвиги по сравнению с заботами Мардука или Иеговы кажутся инфантильными. На самом деле не существовало греческой теологии в том смысле, что теология обеспечивает последовательное и глубокое объяснение работы как космоса, так и человеческого сердца. Следовательно, не было простых ответов пытливым греческим умам. В результате было оставлено достаточно места для более глубокого и, в конечном счете, более удовлетворительного способа исследования. Так родились философия и ее старейшее детище - наука.

Это движение к цели называется телеологией и, за немногими исключениями, оно проникло как в греческую, так и в гораздо более позднюю науку.
Гипотезы Фалеса вызвали интеллектуальный взрыв, большая часть которого была посвящена все более утонченной критике его учения о фундаментальной материи. Были предложены различные отдельные вещества, которые затем были отвергнуты, в конечном счете в пользу множества элементов, которые могли бы объяснить такие противоположные качества, как влажное и сухое, горячее и холодное. Через два столетия после Фалеса большинство натурфилософов приняли доктрину о четырех элементах: земле (холодной и сухой), огне (горячем и сухом), воде (холодной и влажной) и воздухе (горячем и влажном). Все тела были созданы из этих четырех.

Наличие элементов гарантировало наличие их качеств только в различных пропорциях. Чего не было учтено, так это формы, которые принимали эти элементы, которые служили для того, чтобы отличать природные объекты друг от друга. Проблема формы впервые подверглась систематическому нападению философа и лидера культа Пифагора в 6 веке ДО НАШЕЙ ЭРЫ. Легенда гласит, что Пифагор убедился в первичности числа, когда понял, что музыкальные ноты, издаваемые монохордом, находятся в простом соотношении с длиной струны. Качества (тона) были сведены к количествам (числам в целых соотношениях). Так родилась математическая физика, поскольку это открытие обеспечило необходимый мост между миром физического опыта и миром числовых соотношений. Число дало ответ на вопрос о происхождении форм и качеств.